Александра Елагина (sashka_nsk) wrote,
Александра Елагина
sashka_nsk

Categories:

Соцавангард. Иван Леонидов.

Последнее время как-то всплывает вокруг меня тема соцавангарда. Архитектуру этого периода я люблю агрессивно патриотично. И во всех дискуссиях на тему что дал миру Советский союз сразу говорю - да из соцавангарда выросла вся современная архитектура!!!  А именно, вот из этого дипломного проекта Института библиотековедения им.Ленина в Москве на Ленинских горах архитектора Ивана Леонидова. 1927 год.
1. Макет.



2. Графика фасада.
 
3. Перспектива.

4. Современная визуализация.

5. Генплан.
 
Выдержка из пояснительной записки к проекту:
Цель. При максимальных возможностях техники ответить на запросы современной жизни.
Тема. Институт Ленина, коллективный научный центр Союза ССР.
Место расположения. В условиях развития нового города. Ленинские горы. Москва.
Составные группы.
Библиотека на 15 миллионов томов книг с 5 читальными залами вместимостью от 500-1000 человек и Институтом библиотековедения.
Аудитории вместимостью от 250 до 4000 человек. Научный театр (планетарий). Исследовательские институты для изолированной научной работы.
Механизация.
Библиотека. Подача книг читателю и обратно в книгохранилище происходит по вертикальной и горизонтальной конвейерным системам. Автоматический запрос из зала каталогов передает требуемую книгу по конвейерной системе в читальный зал.
Аудитории. Шар, деленный на секторы подвесными движущимися перегородками, дает требуемое количество аудиторий. На 4000 человек используется весь объем, на меньшее количество шар последовательно делится на требуемые секторы.
Планетарий - научный оптический театр - получается при устройстве шторы-экрана в шаре. Шар также служит трибуной при массовых действиях, когда одна половина его открывается, а стены и места входят в остающуюся половину. Подъем в аудитории происходит по конвейерам системы элеваторов. Исследовательские институты, связь с аудиториями и читальными залами выполнена при помощи целого ряда устройств: телефона, радио и радиоотображающих приспособлений.
При таком устройстве весь научный коллектив института может вести одновременно одну работу.
Связь с Москвой осуществлена посредством аэротрамвая, с центральным аэродромом - подвесной дорогой. Связь с миром - мощной радиостанцией.
Материал. Стекло, металл, железобетон.

Выдержка из википедии:
"Проект был показан на Первой выставке современной архитектуры в Москве в 1927 г. Он произвел на публику огромное впечатление. Этот проект считается творческим кредо архитектора и своеобразным манифестом всей советской архитектуры конца 20-х годов XX века.
Проект имеет сложную объемно-пространственную композицию. Шарообразный объём большой аудитории на 4000 человек и вертикально поставленный параллелепипед книгохранилища вознесены над плоскостью стилобата. Одноэтажные корпуса уходят в трех направлениях от центрального объёма в парковую зону. Здание и статично и динамично одновременно. В проекте использовались все новые достижения того времени. Шар стоит на одной опоре, но опора не спрятана в фундамент, а запроектирована шарнирной, что снимает дополнительные напряжения. опора принимает вертикальные нагрузки от шара, а все остальные напряжения передаются на ванты. Стены книгохранилища максимально тонкие, что достигается путем введения в конструкцию металлических ферм, соединенных растяжками с вершиной и основанием."

Этот проект, как "Квадрат" Малевича - абсолютная чистая форма. Отсутствие декора на фасадах переключает внимание на объемно-пространственную композицию комплекса. Можно сказать, что еще школа Баухаус, провозгласив в своем Манифесте 1919 года принципы уравнения прикладного и изящного искусства, задала направление новой промышленно-функциональной эстетике. Но стиль Баухаус возник в какой-то степени как реакция на модерн (он же юген-стиль), где эстетика вносилась в каждую деталь материального, делая вещи уникальным произведением искусства. Баухауз пытается привнести "уникальность" в промышленные масштабы производства, освобождая предметы производства от сложности декора. При этом основной акцент делается именно на архитектуру - от общего к частному. Леонидов же своим проектом начинает новую эру в архитектуре, придавая Баухаусу и всему миру мотивацию для нового витка развития. В музее Баухауса в Берлине среди экспозиции на видном месте копии чертежей проекта Леонидова. Шар, вертикальные и горизонтальные призмы, вантовые конструкции - основные "каноны", которые были повторены многими после.

6. Мис ван дэр Роэ. Учебный корпус иллинойского технологического института. 1955год. Как фрагмент проекта Леонидова - по пропорциям и стилю.


7. Оскар Нимейер. Дворец национального конгресса в Бразилиа. 1960 год.



Tags: архитектурное
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Собачка из палаццо Веккио.

    Когда прошлой зимой были с Генычем во Флоренции, посещали Сеньорию, оно же палаццо Веккио. Среди всей красоты есть зал Льва Х, украшенный разными…

  • Сибкон 2014.

    Ехала выгулять новое платюшко, а заодно подбить творческий итог за последние 8 лет. Не хотела участвовать ни в каких конкурсах - не вышло, записали.…

  • Елизавета I Тюдор. 1590 год.

    Типологическая реплика платья с портрета английской королевы Елизаветы I 1590 года. Атор костюма и модель Елагина Александра. Фотограф Ангелина…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments